Шаблоны Joomla 3.5

Самыми яркими, сказочными праздниками, частью русской календарной обрядности были Новый год и Рождество. С этими праздниками всегда было связано много поверий и гаданий

Атрибутом новогодних праздников и знаком начинающегося года была елка. Новогоднюю елку ставили во дворах, украшая разнообразными деревянными игрушками, фруктами и конфетами. Само украшение елки становилось семейной традицией в которой участвовали дети и взрослые.

Как правило, дерево радовало глаз лишь одни день, затем все сладкие украшения срывались детьми и уже на следующий день ствол с помятыми ветками попросту выбрасывали.

В дальнейшем под елку стали класть маленькие подарки и первые елочные игрушки. Так семейной елке, символами которой становились елочные игрушки передавались функции семейного оберега.

Своеобразие российской елочной игрушки связано с особыми традициями празднования Нового года в России.

В России Новый год стал праздноваться 1 января «по примеру всех христианских народов» по указу Петра I в 1700 году. Для большинства населения России Новый год был днем веселых зимних святок и детских праздников. Поэтому для оформления елочных игрушек в России присущ «святочный» характер.


С 1850 году в моду входит изготовление стеклянных елочных украшений. Их появление было вынужденной мерой, поскольку этот год был не урожайным яблоки, орехи пришлось заменить искусственными.

Нередко изготовлением стеклянных елочных игрушек занималась вся семья, по наследству передавая искусство стеклодувов и разрисовщиков.

Основы стеклоделия, разработанные Ломоносовым в предшествующее столетие, подготовили расцвет искусства стекла в России в XIX веке.

В простых игрушках, созданных на радость детям, таилась поэзия нашей сказки, это драгоценные маяки проявления народного понимания красоты и любви народа к детям.

Елочные украшения оформляются ярко, декоративно и условно, как по цвету так и по форме.

Растущий спрос увеличивал число кустарей-одиночек, изготовлявших елочные игрушки «на дому», они использовали для выдувки нехитрые кружки — горелки в которые плотно набивался фитиль. По нему из нижней емкости подавался керосин. Для создания высокотемпературного пламени из самодельных кожаных мехов с помощью ног подкачивался сжатый воздух. Игрушки выдували из стеклянных трубочек-дротов разной длины и диаметра. Перед работой дрот сортировался и раскраивался ручным способом с помощью ножа или камня самим стеклодувом.

Появляются частные хозяева, которые в своих домах налаживали небольшие производства с наемными работниками, занятыми изготовлением мишуры, картонных фигурок, гирлянд и бус, выдуванием и росписью.

В Москве до 1917 года было несколько кустарных мастерских, например, в известной мастерами сезонных товаров Марьиной Роще, выпускавшими и елочные игрушки. Более того, основы народной культуры в Москве находили свое выражение, прежде всего в изделиях игрушечников, а также ткачей, ювелиров, керамистов, кузнецов.

В послереволюционный период до 1935 года празднование Нового года, как и Рождества, в традиционных формах, в том числе с наряженной елкой, было отменено, стеклодувные мастерские закрыты или перепрофилированы. Но кустари продолжали делать игрушку «для себя», передавая из поколения в поколение навыки и секреты мастерства. Сохранению преемственности способствовало и то, что московский регион был одним из древнейших центров стеклодувного производства России.

Изготовлением изделий из бесцветного стекла славились московские мастера, работающие в Голутвинской слободе.

В период урбанизации и массовой миграции сельского населения, в 1910-1920гг. в Москву переезжали многие мастера-стеклодувы, которые вместе с москвичами составили основу будущих династий «Инея». Следует отметить, что подобные латентные, полулегальные формы существования народных промыслов в период стагнации и упадка очень распространены. Так «пережидали» годы коллективизации и Гжель, и Палех.

С 1935 года традиция новогодних празднеств была восстановлена. В прессе тех лет отражен огромный интерес к новогодней игрушке.

Возраставший спрос объединяет многочисленных ремесленников (стеклодувов, разрисовщиков) в артели и небольшие фабрики. Артельщики копируют дореволюционные игрушки, создавая новые в духе времени.

В 1937г., в Москве на базе артели создается производственное объединение «Иней» (название «Иней» производство получило в 1990г.) специализирующееся по выпуску елочных украшений и уже через год после начала работы стеклянные елочные игрушки, изготовленные мастерами предприятия, были отмечены в печати («Игрушка» № 11 1938г). «Фабрика «Спортигрушка» выпускает к елке разнообразный ассортимент разрисованных шаров. Чего только нет на этих хрупких изящных шариках! Былинный эпос, сюжеты из народных сказок, персонажи из поэм Пушкина, произведений Маршака и Чуковского».

Временем расцвета стали 1950-1960-е годы. Изделия этих лет отличает особая теплота, мягкость и человечность образов. В этот период (1948-1963гг.) одним из художников предприятия была М.Н.Бартрам — дочь известного коллекционера, художника и исследователя игрушки Н.Д.Бартрама. Следующие десятилетия для «Инея», как и для большинства других традиционных промыслов, стали временем тяжелых испытаний, связанным с ослаблением творческого развития устойчивого художественного образа. К счастью, предприятие сумело в этот период сохранить потенциал и костяк коллектива творческих работников.

Создание сайтов